Я помню, что от школьных уроков физкультуры я была освобождена пожизненно. Не потому что была хронически больна. А потому, что моя бабушка прислушивалась к моим чувствам и желаниям. Можно, конечно, написать, что она просто “шла у меня на поводу”, но я предпочитаю “прислушивалась”. На школьных уроках физкультуры я чувствовала себя не в своей тарелке. Мне казалось, что нас, как скот, сначала сгоняют в раздевалку, где я, по какой-то неведомой мне причине, должна была переодеваться на глазах у одноклассниц. Видимо, я когда-то была очень скромной девочкой, и меня это ужасно смущало.
Затем мы должны были бегать строем и выполнять команды учителя как дрессированные собаки. Это возмущало. Мне было стыдно выполнять указания постороннего человека. А как поспоришь? Тебе дают пример – решай! Тебе говорят залезть по канату – изволь! Я не понимала: для чего? с какой целью? Но в силу возраста, осознать уместность своих эмоций я не могла. Тем более, что другим детям, по крайней мере, большинству, физкультура явно нравилась. Детям было по душе отдохнуть от “умственной” работы. Я чувствовала себя “не такой”, “странной”. Или даже, скорее, наоборот – другие казались мне балбесами на арене цирка. Я “сачковала” при любой возможности. Довольно быстро я поделилась с бабушкой, что на физкультуру ходить не хочу. Что это унизительно от начала и до конца. Что на канат залезть у меня все равно никогда не получится. И что я совершенно не понимаю, для чего мне это беганье по кругу в пыльном спортивном зале, когда мы с бабушкой часами катаемся по лесу на лыжах! И бабушка “пошла у меня на поводу”, т.е. поняла, что я страдаю. Достала мне справку от врача. У меня было небольшое искривление позвоночника, и за этот диагноз бабушка и зацепилась. На мед. осмотрах, которые меня, конечно, тоже возмущали, мне говорили: “Твой сколиоз выдумала твоя бабушка”. Ведь всех ужасно раздражало особое ко мне отношение, не положено это –быть не как все и, вообще, бегать надо строем и решать примеры хором. На самом деле, бабушка меня лечила массажами, плаванием и ежедневной гимнастикой. Но мне хотелось ответить: “А если и выдумала, что ж вы можете поделать?!”
Все физкультурные нормативы, сдаваемые в конце года, я по-любому проваливала. Я ужасно не выносливый бегун и ходун. Зато мне были очевидны мои “спортивные” плюсы: у меня всегда была превосходная природная гибкость, я круче всех пацанов ездила на велосипеде и могла плавать по три часа, не уставая, переплывая реки, озера и карьеры, в очень юном возрасте и вылезала из воды только когда хотела, наконец, перекусить. Я лазила с мальчишками по деревьям все лето. Мы с бабушкой ездили на лыжах по Петродворцовому парку, пока не темнело.
И не смотря на все это, в моем сознании я себе казалась не спортивной. Ведь другие седлают козла, бегают и лазают по канату…
У кого четыре ноги?
Уже после тридцати лет я стала задаваться вопросом: почему я так тяжело хожу и бегаю? Это не вписывалось в систему координат: я – подвижная, гибкая, чудесно владею телом, прекрасно танцую… Что ж тогда не так?
Стала советоваться с моей волшебницей, и она заново стала меня учить стоять, сидеть, а потом и ходить… совсем иначе, не так как я привыкла! А бег, как я и предполагала, не женское дело:) Он вообще мало кому подходит как основная спортивная нагрузка. Зато он хорошо разрекламирован в современном обществе;) Тем более, он не подходит большинству женщин. Я не могу сказать, что уже “плыву как пава”, но, по крайней мере, уже давно не слышала от встречных людей привычного вопроса:”Ты что хромаешь?” (когда поднималась в гору, создавалось такое впечатление)
Монька высиживает птенцов:)
Уютное и радостное гнездышко на краю пустыни:)
Обо всем об этом вспоминала и думала я, когда наблюдала за детьми во время прогулки. Как можно было такое естественное детское желание двигаться взять и превратить в предмет? Придумать нормативы и экзамены? Чтобы скомпенсировать сидение за партой? А зачем сидеть за партой? А зачем вообще превращать такое нативное ребячье стремление познавать и исследовать мир в предметы и уроки… с правилами, тестами и оценками?
Может быть, для того, чтобы как можно меньше людей вырастало с ощущением, что они “не спортивные”, “ленивые”, “не умные”, “не способные к математике”, “без слуха и голоса”… надо перестать превращать их устремления в предметы?
Вы ведь помните как сказал Альберт Эйнштейн? “Мы все гении, но если вы будите оценивать рыбу по ее способности лазать по деревьям, она проживет всю жизнь считая себя глупой!”
Люблю тебя, Фейгеле! Люблю! 🙂
А я, законопослушная и негордая, любила физру. Для меня, городской девчонки, это была возможность подвигаться, побегать, размяться, снять напряжение У меня довольно хорошо получалось, я хорошо ловила мяч и хорошо от него уворачивалась, (в “вышибале” меня сложно было “выбить”), прыгала. С канатом, правда, тоже не сложилось. 🙂 Переодеваться тоже как-то не было проблемой… И учителя по физре попадались душевные, одни из любимых в школе.